Содержание: Вспомнился один из традиционных вопросов LE: кому принадлежит "Сильвана"? Ответ на первый взгляд простой, но, если присмотреться, все может оказаться сложней и, возможно, интересней? Внизу - рассуждалово на тему "А что, если..."
Предупреждение: Оно длинное.
Просьб: Если не трудно, почитать, поанализировать,
тапками покидаться.Про статус "Сильваны" и плащ капитана. Предисловие.Со статусом "Сильваны" на момент начала сюжета все, вроде, ясно:
- офицеры "Голиафа" называют техников "Сильваны" наемниками, и те не отрицают этот факт;
- когда "Сильвана" приходит на помощь флоту Анатоля в битве при Минагисе, те негодуют - "Это против договора. Не вмешивайтесь!";
- Татьяна и Алисия делают Императору доклад о доставке "груза" на борт;
- атаку "Урбанусов" Вителлиус называет бунтом;
- Винсент перед захватом "Экзайла" говорит, что Алекс обязан подчиниться имперским приказам;
- захватив "Экзайл" и передав Софии мистериумы, Алекс говорит, что больше имперским приказам не подчиняется.
Отсюда - естественный вывод. Экипаж легендарной "Сильваны" был нанят Императором Анатоля для выполнения конкретной миссии - захвата "Экзайла" и после захвата действие договора прекращается. В рамках этой основной миссии "Сильвана" выполняет малые задания вроде защиты Альвис. О любом проведенном для выполнения миссии действии - например, получении мистериумов, - Алекс обязан по договору докладывать Императору. Любые другие действия - например, помощь флоту Мадсейна - в обязанности "Сильваны" по договору не входят. Подобные действия - это либо жест доброй воли, продиктованный желанием спасти жизни людей, либо часть политическо-стратегической игры с Дельфиной, либо и то и другое сразу.
Император знает об "Экзайле", что это - сила, с помощью которой Гильдия правит миром. И доверять подобную силу наемнику он не собирается. А кому вообще из преданных офицеров и благородных дворян можно доверить потенциальную власть над миром? У кого не закружится голова от таких перспектив? Такой человек, как Император, довериться смог только собственной дочери, (хотя и ей в конечном итоге перестал доверять).
По себе людей судит, ага. Поэтому присутствие Софии на борту в качестве наблюдателя тоже понятно.
Скорее всего, "Сильвана" напоминает земных кондотьеров, чей командир получал деньги за службу и должен был сам выплатить жалованье своим людям, закупить вооружение и продовольствие, в нашем случае также проводить ремонт и переоснащение корабля.
И тут традиционно возникают вопросы. Если "Сильвана" с момента своего создания состояла на службе в анатольском флоте, почему на форме офицеров, техников, пилотов, на бортах ваншипов и в каютах офицеров нет имперских гербов и эмблем? Наоборот, у "Сильваны" собственная геральдика - регулярно повторяющиеся в форме экипажа объединенные фигурки с ваншипов Алекса и Гамилькара, напоминающие крылья, солнце с человеческим лицом - возможно, какое-то божество МП, собственный герб. Кто был изначально наблюдателем на борту, ведь София за 10 лет до начала сюжета еще подростком была (по адекватной версии, а по официальной - под стол пешком ходила на экскурсии ).
И даже в тот момент, когда "Сильвана" уже точно состоит на службе в императорском флоте, ее экипаж в присутствии императрицы Софии ведет себя как подобает, а вот Алекс развалился на диване и приятельски болтает о выходке Дельфины. Это вряд ли можно объяснить только старым знакомством - Татьяна была приятельницей Софии, но ведет себя в полном соответствии с этикетом. И когда София остается на "Сильване", по сути, присваивая ей статус имперского флагмана, на корабле не поднимают императорский штандарт, и Алекс императрице свое кресло не уступает. Охамел человек. А чего еще от него ожидать? На других кораблях - и на "Урбанусах", и на "Клайсолайс" - офицеры в рубке в креслах сидят, кроме наблюдателей, а у этого экипаж всю смену на ногах торчит. Оборзевший, короче, самодур. Напялил плащ и даже в собственной каюте не снимает - то ли мерзнет постоянно и дождя в каюте опасается, то ли работает на имидж романтического героя - "Плащ, очень сдержанная речь и кудри черные до плеч".
Хотя если присмотреться... Может, плащ Алекса, его кресло на мостике и геральдика в одежде экипажа и рассказывают о правовом статусе "Сильваны"? Ведь Анатоль - средневековое по своим традициям государство. А в феодальном обществе одежда людей или обстановка помещений значили больше, чем документы. В соответствии с социальным статусом человека регламентировались цвет одежды, ткань, из которой она сшита, длина шлейфа или плаща, размер ворот, высота крыши дома... И в Анатоле плащи постоянно, не снимая, носят в знак своего статуса 4 человека:
читать дальше1. Император Анатоля.
2. Генерал Вителлиус, главнокомандующий армии Анатоля или и. о. главнокомандующего.
3. Командующий флотом Дэвид Мадсейн.
4. Капитан Ноулз, капитан имперского флагмана.
Остальные капитаны-офицеры плащей не носят. Алекс, т. о. оказался в почетном списке. А что, если его плащ - это не штамп романтического героя, а визуальная демонстрация статуса корабля? Знак того, что "Сильвана" - сама себе флагман и сама себе флот. И символизм этим не ограничился. На мостике стоит одно-единственное кресло - как знак того, что "Сильвана" - не просто корабль, а независимое государство, и, по этике феодального мира, офицеры во время дежурства обязаны оставаться на ногах в знак уважения к трону. Соответственно, с момента поступления на службу члены экипажа - подданные государства "Сильвана" никаких обязательств перед Дизетом или Анатолем не несут и их законам не подчинены. С другой стороны, за действия "Сильваны", - например, направленные против Гильдии- никто, кроме ее экипажа и капитана ответственности не несет. Объяснять необходимость подобных мер, думаю, не нужно.
Кстати, идея с рубкой-тронным залом, думаю, принадлежала гильдийцам из числа строителей корабля с их любовью к символам. Не зря Дельфина, тоже с детства знающая значение символики в глазах жителей этого мира, после захвата корабля демонстративно усаживается в капитанское кресло. "Это - мой мир. И этот корабль тоже мой." Причем рядом связанные офицеры "Сильваны" стоят. Прямо композиция для барельефа на тему "Царь-победитель сидит на троне, а перед ним в цепях проводят вражеских воинов".
Т. о. изначально "Сильвана" с Анатолем связана была только закупкой-починкой в портах. Государство не тоталитарное, вести дела торговцам ни с кем не запрещает. Возможно, приходилось и корабли анатольские сбивать. Например, посчитал кто-нибудь присутствие в воздушном пространстве Анатоля неизвестного вооруженного крейсера вражеским вторжением или пиратством. "Стойте или будете уничтожены!" Или вообще атакует без предупреждения. В итоге анатольцев сбивают, и появляется очередной слух о "Сильване-убийце". Да и различные политические соображения Мариуса, и ситуации, когда надо кого-то сбить, а войска это сделать не могут хотя бы из-за банального "установки отзовут", со счетов сбрасывать не приходится.
Впоследствии "Сильвана" нанимается на службу Анатолю для выполнения конкретной миссии - захвата "Экзайла". Юридически прецеденты на Земле были, и на МП, возможно, тоже - правители маленьких княжеств и королевств приводили свои дружины на службу более крупным правителям. Причем на Земле такие люди подчинялись только своим нанимателям, и никому, кроме них, не были подконтрольны и подотчетны. И, похоже, в LE - та же самая ситуация - об Альвис докладывают только императору, и приказы о "грузе" отдает только он. Но за исключением подчинения в рамках выполнения миссии правитель-наемник и правитель-наниматель юридически равны. Именно поэтому"Сильвана" не присутствует на коронации, не поднимает императорский штандарт и т. п. - Алекс подданным не является.
И еще один момент. София в разговоре с Вителлиусом заявляет: "Атака "Урбанусов" - это не бунт." Но приказ отдать груз и мистериум напрямую связан с "Экзайлом". В эпизоде перед захватом "Изгнанника" Алекс соглашается на взаимодействие с "Урбанусом", хотя изначально был против. А, может, дело в том, что София свой приказ передает лично? Если Алекс подчиняется ТОЛЬКО Императору или унаследовавшей трон Софии, то Император и должен был если не приличной встрече приказ изложить, то передать письменно за своей личной подписью. Раз этого нет, то Винсент атаковал "Сильвану" необоснованно, первым начал бой, боевые действия против него бунтом не являются. Император, естественно, политесов разводить не намерен. Вежливость вежливостью, но Алекс по сути - наемник. Кроме того, все прекрасно понимают, что все это отмазка - не от себя же Винсент приказ выдумал, так что, будь у Алекса письменное распоряжение Императора, капитан "Сильваны", вероятно, поступил бы так же. (Не зря Вителлиус бросает приводящей этот довод Софии - "Играете словами!" (В оригинале, кажется, что-то пожестче). но с точки зрения этики феодального мира подобный жест - передать приказ через Винсента - является оскорблением. Все равно что бросить в лицо - "Ну, морда наемническая, нечего из себя корчить! Получаешь деньгм - так делай что велят." Поэтому-то Винсент, передавая приказ, и говорит, что ему "очень неприятно".
Вот такая мысль. Что думаете, господа и дамы?